С собеседованием и сочинением? Как изменится приём в вузы Беларуси

Поступление должно быть похоже на приём на работу, считает эксперт: к ЦТ стоит добавить написание мотивационного письма или сочинения, а также финальное собеседование.

Вступительная кампания в Беларуси в следующем году может пройти иначе.

Минобразования поручено разработать новые правила поступления в вузы. Специалисты сферы и родители беспокоятся: реформы “ставят под удар” нынешних старшеклассников.

По мнению президента Беларуси, “при отборе в вуз приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только результат тестирования”. Александр Лукашенко также поручил чиновникам подумать над отраслевыми модулями: стык IT-образования и другого (биологического, химического, экономического или юридического), считает он, даст современного человека.

Sputnik обсудил возможные реформы в Беларуси с членом консультационного совета при Министерстве образования, репетитором Андреем Григорьевым: по его мнению, оптимальная система приема в университет не отменяет ЦТ, а дополняет его написанием эссе и собеседованием.

Против отмены ЦТ!

“Я все же против того, чтобы отменять централизованное тестирование (несмотря на то, что я не был сторонником его введения: на тот момент начинались реформы в западных школах, где отказывались от такого рода тестов). У ЦТ, несомненно, есть один большой плюс: это единственный способ объективно проверить академические знания ребенка, усвоенные в школе”, – считает Андрей Григорьев.

По мнению специалиста, во время устного экзамена практически невозможно исключить человеческий фактор.

“Когда абитуриент отвечает перед комиссией, уходит обезличивание: очевидно, что преподаватель может “зарезать” любого ученика. И это, безусловно, отрицательный момент, потому что учитывать базовые знания при поступлении необходимо в первую очередь, и человеческий фактор в данном случае должен быть изъят”, – уверен он.

Такая реформа может повлечь и другие проблемы, отмечает Григорьев. Основным аргументом для введения тестирования была борьба с коррупцией в учебных заведениях – непонятно, как снизить риск ее возникновения при возврате к “классическим” вступительным экзаменам.

“Есть еще чисто технические нюансы: невозможно достойно опросить абитуриента за 10 минут; в таком случае, сколько же будет длиться вступительная кампания, сколько сил и рук на это потребуется? Кроме того, устный экзамен обязательно должен фиксироваться на видео, чтобы у абитуриента при необходимости была возможность защитить свои права”, – рассуждает собеседник агентства.

Не менее важен психологический фактор, убежден он. А при утверждении нововведений уже в следующем году под удар попадут дети, которые перешли в одиннадцатый класс.

“Сознательные абитуриенты начинают подготовку к ЦТ не за полгода и даже не год. И психологически общение с комиссией из трех-четырех человек – это огромный стресс. Современные дети, к сожалению, не особо умеют общаться в таких условиях, немногие из них чувствуют себя свободно”, – констатирует он.

Поступить в вуз – как найти работу

“Вступительная кампания похожа на прием на работу. Соискатель всегда сперва отправляет в компанию резюме, обычно прилагая к нему сопроводительное письмо, выполняет тестовое задание, а собеседование, предполагающее непосредственное общение, является последним этапом – это вполне логично. Аналогичный механизм при поступлении действует и во многих западных вузах”, – поясняет Андрей Григорьев.

По его мнению, стоит изъять средний балл аттестата из общей суммы и отменить выпускные экзамены в школах: большинство преподавателей могут назвать итоговые оценки своих учеников еще в начале года. Отбор в вузы стоит, как и сегодня, начинать с ЦТ.

“Тесты и так уже неплохо подогнали под школьную программу – целесообразно продолжить совершенствовать задания, улучшать систему подсчета, но никак не отказываться от ЦТ или, тем более, не объединять с выпускными экзаменами в школе”, – отмечает репетитор.

Есть ряд специальностей, к которым помимо знаний у человека должны быть склонности, считает Григорьев. Специалист выступает за написание мотивационных писем или эссе: например, о том, почему абитуриент хочет учиться именно в этом вузе, что планирует делать с образованием и какой видит дальнейшую карьеру.

“Третьим компонентом может стать собеседование. На этом этапе всех, кто успешно прошел первые два, приглашают для личного общения, чтобы увидеть, что абитуриент из себя представляет. Это распространенная практика, которая применяется в том числе в Оксфорде и Кембридже”, – говорит он.

Вместе с тем, есть чисто технические профессии, где личностные качества не так важны, отмечает специалист. Это, например, “айтишники” и инженеры, люди, которые в дальнейшем будут работать с документами, компьютером или спецоборудованием.

“Для них важнее как раз академическая база – знание математики и физики, например. При поступлении на специальности такого рода можно ограничиться только ЦТ. Но есть и “обратные” специальности и целые вузы, куда невозможно принимать абитуриентов по немому экзамену. МГЛУ, например: одно дело – знание грамматики, и совсем другое – умение говорить”, – убежден член совета при Минобразования.

Про большое будущее смешения профилей

“Объединение “айти” с другими специальностями – интересный момент. Быть узким специалистом сегодня действительно не слишком перспективно: можно разработать множество интересных направлений”, – считает Андрей Григорьев.

Так, в западных учебных заведениях давно существуют смежные специализации: спикер приводит в пример одного из своих учеников, который учился в Шотландии – его профиль предполагал изучение испанского и арабского языков вкупе с отельным менеджментом и экономикой.

“Систему поступления планируют реформировать уже со следующего года: было анонсировано, что выпускные школьные экзамены будут каким-то образом “сливаться” со вступительными – боюсь, ЦТ действительно может быть отменено. Однако я считаю, что на любые реформы должны отводиться годы, иначе, сделав три шага вперед, мы на десяток отходим назад”, – рассуждает собеседник агентства.

Снижение числа абитуриентов в этом году Андрей Григорьев связывает с несколькими факторами: в их числе влияние пандемии и психологическое давление происходящего на абитуриентов, отток выпускников, которые выбирают учебу в других странах, и их отказ от получения высшего образования в принципе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *